Компании с госучастием пугают законом о госзакупках

Госзаказ27.03.2012

У компаний с государственным участием осталось меньше недели на то, чтобы в соответствии с федеральным законом 223 разработать и принять внутренние положения о закупках, определиться с их годовым планом и разместить соответствующие документы на своем сайте или сайте электронной торговой площадки. Если до 1 апреля они эти требования не выполнят, то дальнейшая их деятельность подпадет под действие закона о госзакупках (94-ФЗ), что, по словам экспертов, будет иметь для компаний плачевные последствия.

Специальный Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», вовлекший в сферу электронных закупок все компании с госучастием, вступил в силу с 1 января 2012 года. Он регулирует торгово-закупочную деятельность госкомпаний, госкорпораций, естественных монополий, организаций в сфере электро-газо-тепло-водоснабжения (ЖКХ), водоотведения, а также ГУПов, МУПов, автономных учреждений. По различным оценкам, под этот закон подпадает от 200 до 400 тысяч предприятий.

По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, закон призван решить ряд важных задач: превратить закупочные бюджеты госкомпаний в инвестиционный стимул, а также сделать прозрачными расходы естественных монополий, что должно привести к снижению издержек и последующему уменьшению тарифов на соответствующие услуги. Однако эксперты констатируют, что у многих компаний могут возникнуть серьезные сложности, поскольку они не смогут выполнить все требования закона.

Многие крупные предприятия — госкомпании, такие, как «РусГидро», «Транснефть», «Газпром» — еще до вступления закона в силу разработали положение о закупках и опубликовали его. Однако участники рынка электронных торгов опасаются не за крупный бизнес, а за средние и малые предприятия.

«Коммерческая компания не сможет работать по закону о госзакупках»

Генеральный директор торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро в интервью BFM.ru поделился мнением, что федеральный закон 223 не до конца доработан и нуждается в корректировке. Из-за того, что многие компании не обладают достаточными ресурсами и их собственные сайты зачастую не приспособлены для размещения подобной информации, у них могут возникнуть различные проблемы.

«Наверняка, будут и такие игроки рынка, которые не опубликуют информацию вовремя. Допускаю, что некоторые из этих компаний не осознают себя субъектами закона и не знают, какие требования им необходимо исполнять. На сегодняшний день у части госкомпаний нет даже собственных сайтов, и, пожалуй, веб-страницы действительно нужны не всем. Создавать сейчас с нуля информационную инфраструктуру, тратить государственные деньги на массу плохо работающих интернет-ресурсов, на мой взгляд, было бы неразумно. Но Федеральная антимонопольная служба будет вправе инициировать дополнительные проверки этих организаций», — отмечает Сергей Габестро.

По его словам, пока не понятно, кто и в каком порядке будет принимать решение о распространении действия 94-ФЗ на нарушителей, — рынок ждет прецедента. При этом четкие санкции за нарушение 223 закона все еще не разработаны и соответствующие поправки в КоАП не внесены. «Создается ощущение, что решение снова отдается на откуп вниз, и возникает потенциально коррупциогенная ситуация», — полагает руководитель Fabrikant.ru.

Сергей Габестро считает, что необходимо убрать из нового закона императивы и жесткие сроки: «Важно стремиться к диспозитивности, рекомендательному характеру норм. Подход не должен быть формальным, иначе сложится ситуация, чреватая бесконечными очередями в Федеральном казначействе и дополнительными проверками госкомпаний. Представители власти это понимают, соглашаются, но почему-то в законодательных актах мы по-прежнему видим жесткие сроки, предписания и наказания».

Эксперт при этом подчеркнул, что эффективно работать по 94-ФЗ, ни в чем не нарушая закон, практически невозможно: «Это знают все участники торгово-закупочной деятельности. Даже если ты будешь соблюдать требования вплоть до запятой, все равно ты его в том или ином виде нарушишь. И госкомпании сейчас поставлены перед выбором: либо действовать в соответствии с 223-м законом и создавать свои положения, публикуя их в Интернете, либо работать по 94-му закону. Но никакая коммерческая компания не сможет работать по этому закону. Этой компании не будет в ближайшем будущем на рынке, и это очевидно».

По словам начальника управления госзаказа ФАС Михаила Евраева, к настоящему времени санкции за непубликацию данных действительно не разработаны. «Они будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях, но пока они не готовы. Хотя и сама по себе вероятность работы по 94-ФЗ — для компаний уже будет лучшей санкцией», — считает он.

«Пока еще ничего не утверждено»

Коммерческий директор электронной площадки B2B-Center Андрей Бойко в беседе с BFM.ru отметил, что зачастую ФГУПы, МУПы, фирмы, работающие в сфере ЖКХ, закупаются произвольно, не делая долгосрочного планирования. «Однако если они не разработают свое положение о закупках, в котором пропишут удобные для них правила проведения закупочного процесса, они подпадут под действие 94-ФЗ. Поэтому им придется в авральном режиме адаптироваться к жестко регулируемым процедурам закона о госзакупках, в котором не берутся во внимание ни специфика деятельности организации, ни особенности сложившихся хозяйственных отношений. Поскольку у многих предприятий нет опыта работы с этим законом, скорее всего, они будут неправильно составлять закупочную документацию и проводить закупочные процедуры. Пока ФАС будет разбираться с нарушениями, закупочная деятельность предприятия будет парализована», — отметил Бойко.

По словам коммерческого директора B2B-Center, в целом закон 223 можно оценить как более современный инструмент регулирования закупочной деятельности по сравнению с 94-ФЗ. Он отметил, что закон дает компаниям полную свободу в выборе электронной площадки, способах проведения торговых процедур и в определении правил проведения торгово-закупочной деятельности.

«Однако в 223-ФЗ есть свои недостатки, — считает Бойко. — Компании обязаны опубликовать свой годовой план закупок. По новому закону, у плана закупок должна быть строго определенная форма, которая должна быть утверждена правительством, однако пока еще ничего не утверждено».

По второму кругу

Те компании, которые все же успеют выполнить требования 223-ФЗ и опубликовать свой «план действий» до 1 апреля, будет поджидать еще одно испытание. Следующий этап наступит 1 июля 2012 года, когда компании с госучастием должны будут публиковать информацию о закупках уже не только на своих сайтах или торговых площадках, но и на едином официальном интернет-ресурсе. И если на сайте zakupki.gov.ru вовремя не будет создана инфраструктура, соответствующая запросам бизнеса, могут возникнуть значительные трудности, отмечают эксперты.

В настоящее время официальный сайт представляет собой информационную среду для работы по 94-ФЗ. По этому закону возможные виды закупочных процедур для заказчика ограничены всего тремя вариантами (электронный аукцион, запрос котировок и конкурс), что слабо соотносится с реальными рыночными отношениями. Госкомпания в своей закупочной практике может использовать гораздо большее число возможных процедур. «Кем и когда будет доработан официальный сайт под потребности госкомпаний и будет ли это вообще сделано, пока остается вопросом», — говорит Сергей Габестро.

«Этот сайт уже сейчас работает с перебоями, — отмечает Андрей Бойко. — С 1 июля, когда на него придут все ГУПы, МУПы и прочие предприятия с госучастием, нагрузка вырастет многократно. Сложно сказать, справится ли с этой нагрузкой zakupki.gov.ru. А если не справится, то остается под вопросом, освободят ли компании от обязанности пользоваться неработающим сайтом».

Автор: Леонид Полозов

Источник: www.bfm.ru 

← Возврат к списку