Как применять 44-ФЗ при направлении сотрудников в командировку и закупках за наличный расчет

Госзаказ18.08.2014

Минэкономразвития и Минфин разъяснили свою позицию в совместном информационном письме.

Письмо Минэкономразвития № 18505-ЕЕ/Д28и и Минфина № 02-02-04/39043 от 05.08.2014 касается двух ситуаций: направления работника в командировку и осуществления заказчиком закупки за наличный расчет.

Госзакупки при направлении работника в служебную командировку

Авторы документа напоминают: если затраты работника, направленного в командировку, связаны с исполнением им трудовых или иных обязанностей, то они возмещаются в силу положений ст. 164 ТК РФ. При этом соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя (ст. 165 ТК РФ).

Так, согласно ст. 168 ТК РФ работодатель обязан возмещать сотруднику:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Учитывая это, возмещение работникам командировочных расходов в денежной форме не является закупкой и не подлежит включению в план закупок и план-график закупок, в реестр контрактов.

Однако если заказчик считает необходимым заключить контракт на оказание услуг, которые связаны с направлением сотрудника в служебную командировку (например, это может быть транспортное обслуживание), то такой контракт должен быть заключен в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Напомним, ч. 1 ст. 93 посвящена случаям, когда заказчик может производить закупку у единственного поставщика.

На основании заключенного контракта услуги предоставляются работнику в натуральной форме (билет на проезд, размещение в гостинице).

Закупки за наличный расчет

Вторая часть письма Минэкономразвития и Минфина посвящена контрактам, которые заключаются в случаях, предусмотренных пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Во-первых, речь идет о закупках на сумму не выше 100 тыс. руб. (при годовом объеме закупок по данному пункту не более 2 млн руб. или не более 5% от объема закупок и 50 млн руб.).

Во-вторых (п. 5), имеются в виду закупки государственных или муниципальных образовательных организаций и учреждений культуры, уставные цели которых связаны с сохранением и популяризацией объектов культурного наследия, на сумму не более 400 тыс. руб. (закупки по данному пункту должны составлять не более 50% годового объема закупок и не должны превышать 20 млн руб.).

Как отмечается в письме, такие закупки не включаются в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 44-ФЗ) и в отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ). Заказчик может оплатить товары, работы и услуги по данной закупке наличными средствами, в том числе путем выдачи работникам подотчетных сумм (с учетом предельного размера наличных расчетов между юридическими лицами по одной сделке).

Заказчики, у которых лицевые счета открыты в территориальных органах Федерального казначейства, оплачивают такие закупки в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 31.12.2010 № 199н.

Обратите внимание: положения пп. 4-5 ч. 1 ст. 93 распространяются только на правоотношения, возникшие с 01.01.2014 (ч. 2 ст. 2 140-ФЗ).


← Возврат к списку