Реальные и мнимые проблемы перехода на ЭДО

Диадок27.11.2014

Проблемы и перспективы перехода на электронный документооборот обсудили на круглом столе «Как решить проблемы межкорпоративного обмена электронными документами», прошедшем в рамках DOCFLOW PRO-2014. В ходе дискуссии выяснилось, что помимо реальных проблем бизнес смущают и мнимые.

Оборот бумажных документов между компаниями составляет не менее 10 млрд в год. С учетом затрат на печать, хранение и доставку объем рынка оценивается примерно в 500 млрд руб. в год.  Интерес к ЭДО со стороны бизнеса очевиден: количество электронных документов и компаний, вовлеченных в юридически значимый ЭДО, ежеквартально увеличивается в полтора раза. Дополнительным драйвером ускорения процесса стал налог на добавленную стоимость. С 2015 года изменится порядок его декларирования: в составе декларации по НДС необходимо будет передавать сведения из книг покупок, продаж, журналов учета счетов-фактур.

Казалось бы, созданная законодательная и технологическая база позволяет компаниям совершенно отказаться от бумаги. Общаться с государством исключительно через интернет. Заключать все сделки в электронном виде. А информацию, важную для принятия решений, получать прямо с рабочего места. Однако, несмотря на очевидные преимущества, многие компании не решаются перейти на ЭДО.

Популярная причина отказа от ЭДО — высокие риски претензий контролирующих органов (из-за несовершенства законодательства). Действительно, сегодня нет четкого определения, что такое электронный документ. Нет порядка их заверения, хранения и уничтожения. Но это не создает значимых препятствий для применения электронных документов. Для компании важно подтвердить хозяйственную операцию первичными документами, оформленными по законодательству РФ. Это значит, что в документах должны присутствовать все реквизиты, названные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете». Никаких запретов на оборот электронных документов этот акт не содержит. А если контролер затребует бумажную копию, то не составит труда распечатать документ из хранилища. И для надежности заверить ее штампом «Копия верна».

Не является неодолимой преградой и роуминг между операторами, точнее его отсутствие. «Операторам вполне по силам обеспечить роуминг. СКБ Контур и «Корус Консалтинг СНГ» реализовали на практике первое роуминговое соглашение. Сегодня его с успехом используют Procter&Gamble, METRO Cash&Carry, «Нестле Россия», X5 Retail Group,  —  поясняет Эдуард Шифман, руководитель направления ЭДО компании СКБ Контур. — Конечно, иной раз операторы отказывают клиентам, тем более что в законодательстве до недавнего времени не было указаний на этот счет. Сейчас активно обсуждается проект нового порядка выставления и представления счетов-фактур (он заменит действующий, утвержденный приказом Минфина России от 25.04.2011 № 50н). Мы ожидаем, что в документ будут внесены изменения, требующие от операторов обеспечить доставку электронных документов, даже если продавец и покупатель подключены к различным операторам».

Более половины компаний главной сложностью называют интеграцию информационных систем с системами ЭДО. Однако по крайней мере крупные игроки рынка в состоянии предложить бизнесу коробочные решения для наиболее распространенных систем. «Компания должна заранее проговорить с оператором возможности интеграции с системой ЭДО, уточнить, есть ли у оператора готовые модули, коннекторы и пр. Те же вопросы имеет смысл задавать и разработчикам информационных систем при их приобретении. Все это позволит заметно упростить и удешевить интеграционные процессы», — советует Эдуард Шифман.

Одним из популярных возражений является нежелание контрагентов переходить на ЭДО.  Но ситуация на рынке постепенно меняется. Все больше компаний откликаются на приглашение обмениваться электронными документами. Здесь существенную помощь может оказать оператор. Крупные игроки рынка работают с большим количеством компаний и могут оказать содействие в привлечении контрагентов.

Наконец, проблема перестройки бизнес-процессов. В конечном итоге компании, перешедшие на ЭДО, повышают свою эффективность. Однако сам переход требует усилий персонала и содействия со стороны руководства компании. «Оптимизации бизнес-процессов требует любой проект автоматизации, ЭДО здесь не исключение, — отмечает Эдуард Шифман.  —  Опыт показывает, что преуспевают те компании, которые внедряют ЭДО поэтапно».


← Возврат к списку