Юридически значимый ЭДО: год в России

Диадок01.08.2013

В мае 2012 года, с появлением легитимных электронных счетов-фактур, началось формирование российского рынка электронного документооборота. Спустя год системы ЭДО превратились в востребованное, но не самое популярное ИТ-решение. Основным «потребителем» ЭДО остаются крупные компании, которые готовы инвестировать средства в оптимизацию своих бизнес-процессов. Эффективны ли эти инвестиции? Безусловно. Однако истинный потенциал систем ЭДО для корпоративных клиентов пока раскрыт не до конца.

Электронные документы — важное звено в цепочке взаимодействий государства и бизнеса. Представители контролирующих органов заявляют, что ЭДО позволяет не только снизить коммуникационные издержки, но и повысить прозрачность бизнес-процессов. О желании сделать свой бизнес открытым в интересах акционеров и инвесторов заявили 79% российских компаний, опрошенных агентством Grant Thornton International в начале 2013 года. 

Ключевая задача государства в процессе популяризации электронного документооборота — устранение правовых лакун, которые препятствуют внедрению ЭДО в рамках взаимодействия «государство-бизнес» и «бизнес-бизнес». Дмитрий Краснов, заместитель начальника Управления информатизации ФНС РФ отметил: «Принципиальная позиция государства — отойти от диктата бизнесу. Мы рассматриваем любые предложения с целью ускорить внедрение электронных документов в России». 

Операторы ЭДО: «Ждем большей активности крупного бизнеса»

Год назад операторы ЭДО сдержано, но оптимистично оценивали перспективы юридически значимого электронного документооборота между  коммерческими организациями, предполагая обширный рост нового сегмента за счет крупного бизнеса. Однако сегодня рынок ЭДО по-прежнему в стадии формирования, а внедрение систем электронного документооборота операторами осуществляется на грани самоокупаемости, что естественно для нового ИТ-продукта. 

Услуги ЭДО предлагают около 40 операторов. Согласно статистике ФНС, 6 из них обеспечивают более трех четвертей юридически значимого документооборота на территории России. Можно говорить о том, что остальные участники рынка в ожидании: их активность возрастет после того, как накопится первичный опыт оказания услуг ЭДО крупным клиентам у компаний-первопроходцев. 

Операторы уверены, что будущее ЭДО — за корпоративными клиентами. Крупный бизнес может обеспечить достаточный уровень финансирования для модернизации софтверной базы систем электронного документооборота. 

Интеграторы: «Первый шаг — автоматизация учета»

Корпоративные системы внутреннего учета и согласования электронных документов могут стать базой для создания полноценного ЭДО. Однако многие российские компании используют зарубежные или самостоятельно разработанные учетные системы. Из-за этого операторам приходится адаптировать свои решения под программное обеспечение клиентов. Процесс адаптации и внедрения может занять несколько месяцев, поэтому полноценный обмен электронными документами удалось наладить тем компаниям, которые начали работы в этом направлении год назад.

Комментируя стоимость интеграции, Николай Друкман (менеджер проекта «Диадок» компании СКБ Контур) пояснил, что «порядки цен очень разнятся от компании к компании. Интеграция со сложными зарубежными системами SAP или Oracle обойдется в сумму от 300 000 рублей. Самый большой бюджет проекта интеграции нашей системы ЭДО и SAP, который нам озвучивали партнеры-интеграторы — 1 800 000 рублей. Клиент рассчитал, что полтора года экономии позволят ему закрыть эти разовые затраты».

Бизнес: «Переход на ЭДО — шаг к снижению затрат»

По внутренним оценкам операторов ЭДО, системы электронного документооборота позволяют снизить полную стоимость обработки одной сделки с 60-100 рублей до 5-10 рублей. При этом компании уменьшают затраты на распечатку, доставку и хранение бумажных документов. 

Однако электронный документооборот по-настоящему  эффективен только при наличии разветвленной сети компаний, готовых к обмену юридически значимыми документами с поставщиками и партнерами. Для российского рынка характерны три схемы внедрения ЭДО:

  • Добровольное привлечение контрагентов к электронному документообороту,
  • Обязательное привлечение контрагентов к электронному документообороту,
  • Соглашение об использовании систем ЭДО с отдельными контрагентами.

*****

За год системы юридически значимого электронного документооборота прошли путь от законодательно закрепленной идеи до проекта, реализованного на практике. Наиболее отлаженной отраслью ЭДО остается электронное взаимодействие бизнеса и контролирующих органов. Оборот электронных документов между коммерческими организациями по-прежнему остается дополнением к традиционной бумажной переписке. Переломить эту ситуацию поможет активность операторов по популяризации ЭДО и дальнейшее совершенствование интеграционных модулей систем электронного документооборота. 


← Возврат к списку